Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 38575
1.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) унии

Б  — из­да­ние Ф. Ско­ри­ной пер­вой книги в Праге

B  — утвер­жде­ние III Ста­ту­та ВКЛ

Г  — ос­но­ва­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии

1) БГАВ
2) ВАБГ
3) БВАГ
4) АВБГ
2.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) в IX—XIII вв. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си пре­об­ла­да­ли боль­шие по­се­ле­ния го­род­ско­го типа
2) в ли­те­ра­ту­ре Бе­ла­ру­си XI—XIII вв. пре­об­ла­да­ли про­из­ве­де­ния свет­ско­го и бы­то­во­го ха­рак­те­ра
3) рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях встре­ти­ло со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны цен­траль­ной вла­сти
4) самой древ­ней ка­мен­ной по­строй­кой в Бе­ла­ру­си яв­лял­ся Со­фий­ский собор в По­лоц­ке
3.  
i

Сви­де­тель­ством не­до­воль­ства маг­на­тов по­ло­же­ни­ем ВКЛ в со­ста­ве Речи Поспо­ли­той B XVII в. яви­лось(-ись):

1) от­дель­ное из­бра­ние ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го
2) по­пыт­ки рас­торг­нуть унию
3) про­ве­де­ние са­мо­сто­я­тель­ной внеш­ней по­ли­ти­ки
4) за­клю­че­ние союза с Мос­ков­ским го­су­дар­ством
4.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ную черту раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.:

1) на­ли­чие не­огра­ни­чен­но­го рынка воль­но­на­ем­но­го труда
2) со­су­ще­ство­ва­ние ре­мес­лен­но­го, ма­ну­фак­тур­но­го и фаб­рич­но­го про­из­вод­ства
3) за­вер­ше­ние про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та
4) пре­об­ла­да­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства над ма­ну­фак­тур­ным
5.  
i

Со­глас­но усло­ви­ям сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы раз­ру­ше­ние кре­стьян­ской об­щи­ны про­во­ди­лось путем:

1) за­креп­ле­ния на­дель­ной земли в лич­ную соб­ствен­ность
2) на­ци­о­на­ли­за­ции об­щин­ных зе­мель­ных вла­де­ний
3) вы­ку­па го­су­дар­ством кре­стьян­ских зе­мель­ных на­де­лов
4) сдачи об­щин­ныx зeмeль в арен­ду
6.  
i

Цы­га­не на зем­лях ВКЛ по­яви­лись в XV в. в ре­зуль­та­те:

1) при­гла­ше­ния ве­ли­ко­го князя
2) за­хва­та в плен
3) из­гна­ния из Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства
4) эми­гра­ции из Гер­ма­нии и Поль­ши
7.  
i

Путь ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия фе­о­даль­ных от­но­ше­ний на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си уче­ные на­зы­ва­ют:

1) син­тез­ны
2) бес­син­тез­ным
3) струк­тур­ным
4) си­стем­ным
8.  
i

Вто­рая ми­ро­вая война на­ча­лась на­па­де­ни­ем:

1) Япо­нии на аме­ри­кан­скую во­ен­ную базу
2) Гер­ма­нии на Ан­глию
3) Гер­ма­нии на Поль­шу
4) Япо­нии на Китай
9.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — на­ча­ло сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции в БССР

Б  — вто­рое укруп­не­ние тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си

В  — на­ча­ло по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции

Г  — вос­со­еди­не­ние За­пад­ной Бе­ла­ру­си с БССР

1) ВГАБ
2) АВБГ
3) БВГА
4) ВБАГ
10.  
i

Сви­де­тель­ством раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма в сель­ском хо­зяй­стве Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. яв­ля­лось(-ась):

1) со­хра­не­ние че­рес­по­ло­си­цы в кре­стьян­ском хо­зяй­стве
2) на­ли­чие круп­но­го по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния
3) де­я­тель­ность Кре­стьян­ско­го зе­мель­но­го банка
4) низ­кая про­из­во­ди­тель­ность кре­стьян­ских хо­зяйств
11.  
i

После лик­ви­да­ции кор­ни­лов­ско­го мя­те­жа боль­ше­ви­ки:

1) на­ста­и­ва­ли на со­зда­нии бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства
2) го­то­ви­лись к во­ору­жен­но­му вос­ста­нию и за­хва­ту вла­сти
3) при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в ре­фор­мах Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства
4) тре­бо­ва­ли уста­нов­ле­ния кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии
12.  
i

После по­бе­ды Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции и аре­ста Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства борь­бу с боль­ше­ви­ка­ми воз­гла­вил(-а):

1) Совет На­род­ных Ко­мис­са­ров
2) Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рос­сий­ской ар­ми­ей
3) Бе­ло­рус­ский на­ци­о­наль­ный ко­ми­тет
4) Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет
13.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1950-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг.:

1) прак­ти­че­ская ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей
2) ослаб­ле­ние дав­ле­ния го­су­дар­ства на цер­ковь
3) про­ве­де­ние мас­со­вых по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий
4) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти Со­ве­тов де­пу­та­тов тру­дя­щих­ся
14.  
i

В 2010 г. в Бе­ла­ру­си впер­вые со­сто­ял­ся меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс:

1) «Зо­ло­той шля­гер»
2) «Сла­вян­ский базар»
3) дет­ский кон­курс «Ев­ро­ви­де­ние»
4) «Зве­нят цим­ба­лы и гар­монь»
15.  
i

В обо­ро­ни­тель­ном зод­че­стве в Бе­ла­ру­си в XIV−XV вв. пре­об­ла­дал стиль:

1) го­ти­ка;
2) ба­рок­ко;
3) клас­си­цизм;
4) рок­ко­ко;
5) ре­а­лизм.
16.  
i

Во время осу­ществ­ле­ния поль­ски­ми вла­стя­ми на тер­ри­то­рии За­пад­ной Бе­ла­ру­си кома сации (аг­рар­ной ре­фор­мы) про­во­ди­лась(-ось):

1) лик­ви­да­ция фоль­вар­ков
2) при­ну­ди­тель­ное вы­се­ле­ние кре­стьян на ху­то­ра
3) со­зда­ние кол­хо­зов
4) лик­ви­да­ция осад­ни­че­ства
17.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А)  одно из круп­ней­ших те­че­ний про­те­стан­тиз­ма

Б)  уси­ле­ние вли­я­ния церк­ви на об­ще­ствен­ную и куль­тур­ную жизнь

В)  ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния в ВКЛ

Г)  про­цесс при­со­еди­не­ния к поль­ской куль­ту­ре и рас­про­стра­не­ние поль­ско­го языка

ТЕР­МИН, ПО­НЯ­ТИЕ

1)  кле­ри­ка­ли­за­ция

2)  брат­ство

3)  по­ло­ни­за­ция

4)  каль­ви­низм

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

18.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ДО­КУ­МЕНТ

А)  гра­мо­та Го­ро­дель­ской унии 1413 г.

Б)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Алек­сандра 1492 г.

В)  Су­деб­ник ве­ли­ко­го князя Ка­зи­ми­ра 1468 г.

Г)  «Уста­ва на во­ло­ки» ве­ли­ко­го князя Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста 1557 г.

ОС­НОВ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  огра­ни­че­ние роли ве­ли­ко­го князя во внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ке

2)  упо­ря­до­че­ние кре­стьян­ско­го зем­ле­поль­зо­ва­ния

3)  на­зна­че­ние на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти толь­ко фе­о­да­лов-ка­то­ли­ков

4)  на­де­ле­ние фе­о­да­лов пра­вом су­дить кре­стьян

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А1Б4В3Г2.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XV—XVIII вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

20.  
i

Устой­чи­вое объ­еди­не­ние не­сколь­ких родов, свя­зан­ных общ­но­стью про­ис­хож­де­ния, на­зы­ва­ет­ся ...

21.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ци­ей.

 

Тер­ри­то­рию бе­ло­рус­ско­го Под­не­про­вья и По­дви­нья в XIV—XV вв. на­зы­ва­ли ..., по­сте­пен­но это на­зва­ние рас­про­стра­ни­лось и на осталь­ную тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Бе­ла­ру­си.

22.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  при­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние соб­ствен­но­сти в поль­зу дру­го­го лица или го­су­дар­ства во время войны и чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств

Б)  под­чи­не­ние эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и об­ще­ствен­ной жизни во­ен­ным целям

B)  мас­со­вый набор муж­ско­го на­се­ле­ния в армию во время войны

Г)  за­хват вой­ска­ми од­но­го го­су­дар­ства тер­ри­то­рии (или части тер­ри­то­рии) дру­го­го го­су­дар­ства с уста­нов­ле­ни­ем соб­ствен­ных ад­ми­ни­стра­ции и за­ко­нов

ТЕР­МИН, ПО­НЯ­ТИЕ

1)  мо­би­ли­за­ция

2)  ми­ли­та­ри­за­ция

3)  рек­ви­зи­ция

4)  ок­ку­па­ция

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

23.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Грюн­вальд­ская битва

Б)  из­да­ние при­ви­лея князя Алек­сандра об огра­ни­че­нии Радой де­я­тель­но­сти ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го

B)  битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Г)  при­ня­тие Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

24.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  Об­ра­зо­ва­ние Три­бу­на­ла ВКЛ;

Б)  при­ня­тие Кон­сти­ту­ции 3 мая;

B)  на­ча­ло Се­вер­ной войны между Се­вер­ным со­ю­зом и Шве­ци­ей;

Г)  ка­зац­кое дви­же­ние под ру­ко­вод­ством С. На­ли­вай­ко.

25.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ар­хи­тек­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, пред­став­лен­ны­ми на ил­лю­стра­ци­ях, и сти­ля­ми, в ко­то­рых они со­зда­ны. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А1Б4В2.

 

А

Б

В

 

1)  ви­зан­тий­ский стиль;                        2) ба­рок­ко;                        3)ре­нес­санс;                        4) мо­дерн.

26.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, В своем твор­че­стве об­ра­ща­ет­ся к со­бы­ти­ям Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, древ­ней ис­то­рии Бе­ла­ру­си. За ро­ма­ны «Меч князя Вячко» и «След обо­рот­ня» по­лу­чил Ли­те­ра­тур­ную пре­мию имени И. Ме­ле­жа (1987) и Го­су­дар­ствен­ную пре­мию имени К. Ка­ли­нов­ско­го (1990).

27.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Вид­ный ху­дож­ник За­пад­ной Бе­ла­ру­си, пер­вым в бе­ло­рус­ском ис­кус­стве об­ра­тив­ший­ся к кос­ми­че­ской теме, со­здал гра­фи­че­ские порт­ре­ты зна­ме­ни­тых по­лоц­ких кня­зей. Се­рьез­но за­ни­мал­ся аст­ро­но­ми­ей, раз­ра­бо­тал тео­рию про­ис­хож­де­ния пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы.

28.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

1)  на­ча­ло осу­ществ­ле­ния сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в БССР;

2)  вто­рое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР;

3)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­ци­а­ли­сти­че­ской Со­вет­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ);

4)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 1234.

29.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

В конце XVIII  — на­ча­ле XIX в. на бе­ло­рус­ских зем­лях, при­со­еди­нен­ных к Рос­сий­ской им­пе­рии, от­ме­ня­лось(-ся) А)__________. В го­ро­дах и ме­стеч­ках, став­ших цен­тра­ми уез­дов, вво­ди­лась(-ись) Б)__________. Жи­те­ли дру­гих ме­сте­чек при­рав­ни­ва­лись к В)__________.

 

1)  си­сте­ма рос­сий­ско­го го­род­ско­го управ­ле­ния

2)  зем­ства

3)  маг­де­бург­ское право

4)  Ста­тут ВКЛ 1588 г.

5)  кре­стья­не

6)  ме­ща­не

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

30.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР в 1930-е гг.

 

1)  Про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­мов по важ­ней­шим во­про­сам

2)  пе­ре­да­ча Со­ве­там всей пол­но­ты вла­сти

3)  фор­ми­ро­ва­ние куль­та лич­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля го­су­дар­ства

4)  пол­ный кон­троль Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии за об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­нью

5)  гос­под­ство еди­ной го­су­дар­ствен­ной идео­ло­гии

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.

31.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Ро­спуск боль­ше­ви­ка­ми 1 Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да

Б)  под­пи­са­ние Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

B)  за­вер­ше­ние поль­ско-со­вет­ской войны

Г)  со­зда­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР (Лит­бел)

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

32.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.

 

1)  от­сут­ствие не­го­су­дар­ствен­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

2)  от­сут­ствие меж­кон­фес­си­о­наль­ных кон­флик­тов

3)  ре­ше­ние важ­ней­ших во­про­сов с по­мо­щью ре­фе­рен­ду­мов

4)  со­хра­не­ние ядер­но­го ору­жия как сред­ства обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти

5)  про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ний как вне­пар­ла­мент­ской формы на­род­но­го са­мо­управ­ле­ния

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

33.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — пер­вой по­ло­ви­не XVII в.:

1)  уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства лично сво­бод­ных кре­стьян;

2)  ор­га­ни­за­ция фоль­вар­ков;

3)  по­вы­ше­ние при­быль­но­сти сель­ско­го хо­зяй­ства;

4)  па­де­ние до­ход­но­сти го­су­дар­ствен­ных вла­де­ний;

5)  про­ве­де­ние аг­рар­ной ре­фор­мы.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б4В1.

А)  один из ли­де­ров Бе­ло­рус­ской со­ци­а­ли­сти­че­ской гро­ма­ды и ос­но­ва­те­лей «Нашай нiвы»

Б)  уро­же­нец Сло­ним­щи­ны, со­здав­ший в своей де­рев­не пар­ти­зан­ский отряд в 1830-е гг.;

вы­сту­пал за осво­бож­де­ние кре­стьян от кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти и про­воз­гла­ше­ние Бе­ла­ру­си и Литвы де­мо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­кой

В)  ис­то­рик, эт­но­граф, пуб­ли­цист, лидер ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­ско­го те­че­ния в за­пад­но­рус­сиз­ме

1)  А. Луц­ке­вич

2)  В. Вруб­лев­ский

3)  М. Во­ло­вич

4)  М. Ко­я­ло­вич

35.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБВГ.

A)  Утвер­жде­ние на­зва­ния го­су­дар­ства  — Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь;

Б)  при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР;

B)  со­зда­ние СНГ;

Г)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС.

36.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье:

 

1)  ра­ди­ми­чи се­ли­лись в вер­хо­вьях Дне­пра и За­пад­ной Двины;

2)  дре­го­ви­чи се­ли­лись в сред­нем те­че­нии При­пя­ти, в бо­ло­ти­стой мест­но­сти;

3)  сла­вя­не и балты вели схо­жий образ жизни;

4)  важ­ным шагом на пути к го­су­дар­ству яв­ля­лось воз­ник­но­ве­ние дру­жи­ны;

5)  со­глас­но «По­ве­сти вре­мен­ных лет» пле­мен­ное кня­же­ние было у кри­ви­чей и ра­ди­ми­чей.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

37.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XI в. в По­лоц­кой земле уже была из­вест­на ки­рил­ли­че­ская пись­мен­ность. Об этом сви­де­тель­ству­ют , об­на­ру­жен­ные над­пи­си. На се­ве­ре Бе­ла­ру­си в русле реки А)__________най­де­ны боль­шие ва­лу­ны, на ко­то­рых в XII в. были вы­се­че­ны кре­сты и оди­на­ко­вая над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­зи рабу сво­е­му Бо­ри­су». Гра­мот­ность была рас­про­стра­не­на и среди не­знат­но­го на­се­ле­ния, о чем сви­де­тель­ству­ют Б)__________ об­на­ру­жен­ные в В)__________и Мсти­слав­ле.

 

Слова:

1)  За­пад­ная Двина

2)  При­пять

3)  Мо­ги­лев

4)  Ви­тебск

5)  фрес­ки

6)  бе­ре­стя­ные гра­мо­ты

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

38.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х – на­ча­ле 1990-х гг.

 

1)  ис­поль­зо­ва­ние ис­клю­чи­тель­но ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов управ­ле­ния эко­но­ми­кой;

2)  со­зда­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций;

3)  уси­ле­ние роли ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии в жизни го­су­дар­ства;

4)  воз­ник­но­ве­ние граж­дан­ских ини­ци­а­тив;

5)  рост ин­фля­ции.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.